Сотовые телефоны Fly занимают совершенно особое место на мобильном рынке. В отличие от практически всех прочих компаний-производителей, здесь имеет место так называемое «виртуальное» производство, целиком и полностью завязанное на OEM / ODM-сотрудничестве с контрактными производителями мобильных телефонов.
Данная стратегия характерна больше для других телекоммуникационных отраслей, в частности, для рынка десктопов (поставщики готовых решений из компьютерных комплектующих под собственными торговыми марками), а также сегмента цифровых плееров, львиная доля производителей которых территориально располагается в Юго-Восточной Азии, тогда как наиболее известные торговые марки раскиданы по всему миру (в том числе и в Европе, и в России).
Владелец торговой марки Fly, британская компания Meridian Group, приобретает готовые аппаратные платформы у различных сторонних производителей и занимается их маркетинговой поддержкой, продвижением под одним общим брендом. Все это позволяет проводить достаточно гибкую политику, как в области наполнения продуктовой линейки, так и в области цены продуктов – поскольку компания может выбирать из ряда готовых решений различных ODM-производителей.
Вместе с тем на деле такой подход не всегда оказывается наилучшим для модельного ряда компании. Обилие внутри продуктовой линейки как разноплановых, так и однотипных решений, зачастую даже конкурирующих друг с другом, приводит к размыванию модельного ряда. Стремление сформировать отдельные подсемейства, состоящие из нишевых продуктов (такие как дуальные телефоны, имиджевые телефоны, музыкальные аппараты и проч.), предназначенных для узких целевых групп, дробит линейку на множество направлений, каждое из которых представлено в лучшем случае несколькими продуктами; при этом постоянно происходит процесс формирования новых и сворачивания старых серий, «перетекания» моделей из одной в другую (в частности, дуальных телефонов из B-серии бизнес-аппаратов в выделившуюся отдельно линейку DualSIM с закрытием предыдущей). Все это не самым лучшим образом влияет на восприятие телефонов Fly пользователями, особенно с учетом статуса производителя «второго эшелона».
Тем не менее, в прошлом ситуация была еще более сложной для компании, особенно в плане качества и функциональности аппаратов. Телефоны Fly за несколько лет пребывания на мобильном рынке завоевали весьма неоднозначную славу, во многом «благодаря» далеко не самым конкурентоспособным продуктам первых лет. Хотя «детских болезней» своих аппаратов не избежал, пожалуй, ни один из производителей сотовых телефонов, а ведь торговая марка Fly присутствует на мобильном рынке весьма непродолжительное время, всего несколько лет.
История торговой марки
Компания Meridian Group была образована в Великобритании в конце 2002 года, и уже в марте 2003 года появились первые телефоны под торговой маркой Fly. Штаб-квартира компании расположена в Лондоне. При этом изначально приоритетным для компании считался российский рынок мобильных телефонов, не утратил он своей роли и сегодня (доля телефонов Fly в России сегодня составляет более 4%, что является достаточно неплохим результатом, на фоне регрессии остальных производителей «второго эшелона»). Дистрибуцией продукции на отечественном рынке занимается дочерняя компания Meridian Group, Meridian Telecom, которая первоначально была известна в связи с продвижением мобильных телефонов корейской Maxon, ну а впоследствии переключилась собственно на аппараты Fly.
Сегодня Meridian Group занимается не только выпуском мобильных телефонов под торговой маркой Fly, но и начинает работу на рынке красок и покрытий (в состав компании входит также JK Surface Coatings, сотрудничающая, в том числе, с British Petroleum, Shell).
Что касается мобильных телефонов, то уже с первых моделей компания Meridian Group придерживалась стратегии сотрудничества с ODM-производителями и выпуска их продуктов под собственной торговой маркой Fly. В самом начале модельный ряд компании формировали решения трех производителей, китайской Bird, британской Sendo и корейской Sewon. Впоследствии продуктовую линейку пополняли мобильные телефоны и других компаний, преимущественно из Китая, Тайваня и Кореи.
Помимо России, приоритетными рынками для Meridian Group стали Великобритания, впоследствии Индия, ряд других азиатских и африканских стран и СНГ, в частности, Казахстан, Украина. Однако именно Россия остается главным рынком сбыта телефонов Fly. В том числе это приводит к своевременному выводу на рынок новых моделей – с момента анонса до появления на витринах салонов сотовой связи проходит минимум времени.
История мобильных устройств Fly довольно показательна, особенно в свете нынешнего положения второстепенных производителей. Впервые появившись на отечественном рынке в 2003 году, торговая марка Fly была всего лишь одной из многих, представленных в России. Как известно, в период 2003-2004 годов рынок был предельно насыщен предложением, даже среди производителей второго эшелона разворачивалась нешуточная борьба – наряду с представленными сегодня Alcatel, Philips, Sagem, это были и Panasonic, тот же Maxon, Pantech, Haier, множество других китайских и корейских брендов – Kenned, Amoi и т.д., стремившихся зацепиться за отечественный рынок, были и местные торговые марки, такие как Enol.
Однако мобильные телефоны Fly всегда отличала массированная рекламная поддержка. Правда, это не могло предотвратить поток рекламаций по отдельным моделям (ввиду отсутствия разветвленной сервисной сети, зачастую отсутствия каких-либо комплектующих или аксессуаров, таких как аккумуляторы, зарядные устройства, дата-кабели – да и откуда им было взяться, если модельный ряд представлял собой сборную солянку из продуктов нескольких ODM-сборщиков?). Все это приводило к нелестным отзывам пользователей, отголоски которых можно услышать и сегодня (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что неудачные модели в линейке Fly встречаются до сих пор, например, E105).
Продуктовая линейка первых двух лет была сформирована большей частью из недорогих «имиджевых» решений, большинство из которых представляло собой раскладушки, преимущественно для женской аудитории. Невысокая функциональная оснащенность дополнялась не самым интересным дизайном. Встречались и довольно занятные решения, например, «пудреницы» в духе раскладушек Panasonic Fly Z300, Z500.
Постепенно продуктовая линейка компании пополнялась все большим количеством моделей, если в 2004 году их насчитывалось полтора десятка, то в следующем году вышло свыше 20 новых аппаратов.
Продвижению телефонов Fly способствовали удачные соглашения с мобильной розницей. Мобильные телефоны компании были представлены в салонах сотовой связи «Евросеть». В периоды обострения отношений последней с ведущими вендорами (например, ситуация с Samsung) модели Fly продвигались вместе с остальными представителями второго эшелона (в частности, Pantech, когда стимулировались их продажи).
Все это привело к тому, что пару лет назад торговая марка Fly заняла 2% мобильного рынка в стране, сегодня эта цифра возросла вдвое, составляет свыше 4%, в количественном выражении продажи Fly по итогам 2007 года составили свыше 700 тыс. аппаратов.
Сегодня в модельном ряду компании представлены достаточно качественные и функциональные продукты, ну а самые интересные из них за пять лет пребывания на рынке рассмотрены ниже.
Знаковые модели компании
Уже с первых моделей продуктовая линейка компании была достаточно неоднородной, состояла из продуктов различных производителей. Под торговой маркой Fly в разное время выходили: телефоны китайской компании Bird, Telson TDG-7060 (Fly M760a), NEC N200 (Fly X3), ASUS V55 (Fly V25), NewGen C620 (Fly Z300), C710 (Fly Z400), NewGen T1100 (Fly X7), Sendo M550 (Fly M550), Toshiba TS2060 (Fly 2060) и проч. В их числе было достаточно много интересных моделей, к рассмотрению которых мы и приступим.
1. Fly S688
Одним из первых мобильных телефонов, выпущенных под торговой маркой Fly, стала модель S688 (ODM-продукт китайской Bird). Трубка была интересна не столько своей функциональной начинкой (цветной STN-экран являлся, как говорится, гвоздем программы, отметим также наличие полифонии), сколько рекламной поддержкой, обыгрывавшей во множестве принтов основное достоинство модели – компактность и удивительную по меркам 2003 года тонкость (хотя лавры Ericsson T28 были недостижимы, а время тонкофонов еще не пришло).
Все же, компания сумела зарекомендовать себя не просто как очередного производителя бюджетных телефонов, а массированная рекламная кампания демонстрировала серьезность намерений новичка на рынке.
2. Fly X7
Модель Fly X7 была выбрана вовсе не по причине какого-либо оглушительного успеха на рынке. Скорее, наоборот, это было исключительно нишевое решение. Однако оно было интересно в первую очередь как яркий представитель контрактного производства в продуктовой линейке (ODM-производителем модели была китайская NewGen).
Внешний вид модели напоминал КПК или коммуникатор, сенсорный экран лишь усиливал сходство. Отсутствие цифровой клавиатуры накладывало ограничения на эргономику устройства, при этом дисплей уступал установленным в коммуникаторах по разрешению (всего 176х220 пикселей). Размеры аппарата были также непривычно малы по сравнению с Windows Mobile-устройствами – 88х51х15 мм при весе в 76 г.
При этом функциональная начинка модели оставалась на свойственном аппаратам Fly образца 2005 года невысоком уровне: малый объем собственной памяти (всего 4,5 Мб), средняя по объему и функциональности телефонная книга на 300 контактов, поддержка MMS и GPRS.
Единственной (помимо сенсорного экрана, конечно) изюминкой являлось навигационное колесико-«джойстик» на левом торце аппарата а ля JogDial в телефонах Sony. Также аппарат отметился интересной функцией, такой как распознавание рукописного текста.
3. Fly MX200
Один из первых по-настоящему успешных телефонов Fly на рынке. Это была аккуратная раскладушка с отличным сочетанием «цена / качество», при этом обладавшая интересным дизайном и подвергшаяся впоследствии нескольким рестайлингам (модели Fly 200i, 230 и т.д.).
Телефон отличало наличие цветного внешнего экрана и выделенных клавиш управления плеером на корпусе, возможность работы плеера в фоновом режиме, присутствие ИК-порта, большой объем собственной памяти (60 Мб); в то же время аппарат был не лишен традиционных недостатков Fly, в частности, малого объема телефонной книги.
4. Fly IQ-110
Первый опыт Meridian Group в части выпуска смартфонов под торговой маркой Fly. На самом деле аппарат был разработкой тайваньского ODM-сборщика TechFaithWireless и представлял собой бюджетное решение, построенное на платформе TI OMAP 730 (тактовая частота процессора 200 МГц). Одним из главных преимуществ аппарата была тонкость. 12 мм для недорогого «умного телефона» по тем временам была небольшой толщиной. Аппарат отличал также крупный QVGA-экран и двухмегапиксельная камера.
Другими отличительными особенностями от ряда аналогов (Voxtel W210, RoverPC M5 и т.д.) являлись это поддержка другого типа карт памяти (miniSD вместо microSD), расширенная память (128 Мб ROM вместо 64) и стандартный разъем miniUSB. В то же время смартфон представлял собой полную копию другого аппарата, i-mate SPL. Впоследствии под торговой маркой Fly был также выпущен слайдер IQ-120, и на этом дело закончилось.
5. Fly LX800 Sapphire
Единственный в своем роде премиальный продукт от производителя второго эшелона (хотя и по весьма скромной цене в 12 тыс. рублей). Дизайн аппарата был выполнен с претензией на эксклюзивность – его отличали качественные материалы корпуса (сапфировое стекло экрана), выдержанный экстерьер. Шахматный порядок расцветки клавиш был заимствован из аппаратов LG (KG800 Chocolate), но выглядел интересно.
Экранов было, как водится, два. Внешний – маленький квадратный экранчик, ничем не выделяющийся, кроме защитного стекла. Внутренний – типичный для представителей этого сегмента QVGA-дисплей, со стандартными цветностью и яркостью. По части коммуникаций аппарат сложно отнести к лидерам. Bluetooth не поддерживал EDR, не было и ИК-порта, EDGE. Впрочем, были доступны все востребованные функции, такие как органайзер, почтовый клиент, файл-менеджер, другие приложения. Реализация плеера на хорошем уровне, поддерживается фоновый режим работы. Есть FM-радио. Камера в аппарате – вновь 2-мегапиксельная, без автофокуса.
Впоследствии компания отказалась от производства премиальных продуктов, максимум, что она могла предложить пользователю – раскладушку Fly LX600 в металлическом корпусе.
6. Fly B700 Duo
Наряду с Samsung D880 DuoS данный телефон стал одним из первых дуальныз решений. При этом главная функция – работа с двумя SIM-картами – в данном телефоне была реализована едва ли не лучше, чем в корейском слайдере. Имелись два радиомодуля, что позволяло одновременную работу с обеими симками, без необходимости переключения между ними. На корпусе были сразу две аппаратные клавиши вызова, для первой и второй карточек – до сих пор это наиболее удобное с эргономической точки зрения решение.
Помимо этого, в актив модели стоило занести также традиционный для аппаратов Fly набор возможностей, в частности, Bluetooth с A2DP, GPRS, МР3-плеер и т.д. Неприятный осадок вызывали разве что некоторые недоработки вроде заточенности GPRS-профиля на одну симку или невозможности использования Bluetooth-гарнитуры со второй SIM-картой, а также аппаратные огрехи вроде мизерного объема собственной памяти (впоследствии повторилось с аппаратом DS400) – в связи с чем была невозможна загрузка Java-приложений. На смену данному аппарату в этом году пришли такие телефоны, как Fly DS400 и DS500.
7. HUMMER HT1
Как следует из названия, телефон был выполнен в стиле знаменитого американского внедорожника HUMMER от General Motors, и это был первый опыт co-branding компании с известной торговой маркой. Формы же, а также габариты и внутренняя начинка выдавали в нем уже знакомый российскому пользователю аппарат с сенсорным экраном – Fly SX210.
Отличия заключаются в эксклюзивном контенте от HUMMER, а также ряде конструктивных особенностей, как сразу бросающихся в глаза, так и не слишком заметных на первый взгляд. За них отвечало французское дизайнерское бюро ModeLabs, впоследствии потрудившееся и над HUMMER HT2, и над Levi’s The Original. В качестве прообраза выступил другой сенсорный слайдер компании, модель Fly SX210.
Плюсами модели являлись большой сенсорный экран и вытекающие отсюда удобства: виртуальная клавиатура, рукописный ввод, навигация пальцем или стилусом, привлекательный внешний вид с обилием хромированных вставок, а также традиционные бонусы аппаратов Fly - запись FM-радио, ТВ-выход, читалка, автотаймер, работа в режиме веб-камеры, функция фонового звука разговора.
Традиционными минусами телефона, как и прочих аппаратов Fly, стали отсутствие EDGE и трехмерных профилей Java, а также странности использовавшейся программной платформы. К тому же цифровая клавиатура аппарата была ну очень неудобной ввиду малой площади.
8. Fly PC200
Модель РС200 стала вторым коммуникатором в продуктовой линейке (после перелицованного i-mate PDAL – Fly PC100), и первым устройством с поддержкой GPS, EDGE, а также большим качественным экраном. Привлекательная цена делала его достаточно интересным предложением в числе прочих бюджетных коммуникаторов. Производителем коммуникатора вновь выступил тайваньский ODM-сборщик TechFaithWireless (TFW).
Плюсом модели являлся практичный немаркий пластик корпуса, хотя в остальном дизайн модели был явно невыдающимся. Модель отличали довольно нескромные габариты – все-таки 121х63х16 мм. Впрочем, навигационный блок благодаря большим физическим размерам коммуникатора получился на удивление хорош. Интересным решением стал трекбол на месте клавиши ОК, вписанный в 4-позиционную навигационную клавишу.
Экран модели был типичен для недорогих Windows Mobile-коммуникаторов - 2,8-дюймовая QVGA-матрица неплоха. Параметры (яркость, контрастность) аналогичны установленным в других коммуникаторах.
Набор беспроводных интерфейсов и коммуникаций мог порадовать пользователей - GPRS/EDGE, Bluetooth 2.0 и Wi-Fi – все, что нужно от современного коммуникатора.
Аппаратные возможности коммуникатора также были интересны. За свою цену Fly PC200 предлагал владельцам мощный 416 МГц процессор платформы Marvell (Intel) PXA270. А вот объем оперативной памяти выдавал бюджетное решение – всего лишь 64 Мб RAM (и 128 – ROM, но ее можно нарастить при помощи карт памяти microSD).
Программная начинка коммуникатора – актуальная на тот момент Windows Mobile 6 Professional, приправленная изрядным количеством бонусов в виде Java-машины Esmertec Java, приложения для распознавания визиток, а также Fly AlReader2 –AlReader, одной из лучших читалок текстовых файлов для Windows Mobile-устройств.
Посредственное качество фотографий, сделанных 2-мегапиксельной камерой без автофокуса, разбавлялось разве что возможностью макросъемки.
Одной из сильных сторон коммуникатора являлось наличие GPS-приемника (SiRF Star III). В качестве навигационной программы использовалось одна из лучших на отечественном рынке – Навител Навигатор 3.0.
К сожалению, это было последнее Windows Mobile-устройство в продуктовой линейке компании, и в обозримом будущем новинок такого рода не предвидится.
9. Fly MC100
Модель стала первым по-настоящему музыкальным телефоном компании, при этом достаточно хорошо подготовленным функционально – чего стоит наличие выделенного аудиочипа от Yamaha, а также целых трех динамиков - наследие китайского производителя Lenovo, модель которого i909 и послужила основой MC100.
Причем Lenovo i909 предназначалась для внутреннего китайского рынка и позиционировалась прежде всего как игрофон (кстати, возможность работать с «приставочными» играми стала общим местом не только китайских телефонов, но и рынка MP3-плееров). Телефон даже комплектовался специальным джойстиком для пущего удобства мобильных геймеров.
Тем не менее, телефон Fly MC100 при достаточно низкой цене и сегодня является одним из самых доступных музыкальных решений. При этом DSP от Yamaha здесь явно не для галочки и позволяет добиться действительно качественного звука, а наличие на комплектной гарнитуре 3,5 мм разъема позволяло использовать свои любимые наушники.
В то же время дизайн модели явно вторичен – черты Sony Ericsson K790i, К660 налицо. Однако явного копирования нет, впечатление создается под влиянием сходных элементов. В том числе это большое количество дополнительных клавиш, например, две игровые над экраном. Игры – еще одна ипостась аппарата, поскольку МС100 позволяет запускать сэмулированные игрушки от игровых приставок (есть даже специальное игровое меню).
Помимо этого, модель МС100 отличает шикарный экран с большой диагональю (2,4 дюйма) и высоким качеством. Традиционно для Fly есть множество мелких приятных бонусов, например, запись радио, читалка текстовых файлов и предустановленный браузер Opera Mini (Meridian Group достигла соглашения с Opera Software о предустановке браузера на все мобильные телефоны компании), для которого имеется выделенная клавиша. В то же время минусами аппарата стали невозможность установки своей мелодии SMS, средняя 2-мегапиксельная камера.
10. Fly E310 Attitude
Телефон Fly E310 Attitude стал в некотором смысле откровением для пользователей аппаратов компании. Это был первый сотовый телефон (не смартфон или коммуникатор!) компании с EDGE, с действительно качественным дизайном, полностью сенсорным навигационным блоком, пальцеориентированным интерфейсом, рядом программных и аппаратных «штучек» (обратная тактильная связь - вибрация корпуса при нажатии).
Правда, помимо полностью сенсорного, «пальцеориентированного» бесстилусного управления телефоном, обновлений по сравнению с предыдущим сенсорным телефоном, Fly E300, не так много – камера осталась прежней (3,2 мегапикселя с автофокусом), увеличилась площадь дисплея, обновилась версия Bluetooth и проч.
Разработчику удалось избежать ошибок или, точнее, недочетов предыдущих сенсорных моделей Fly E300, Fly SX210 и HUMMER HT1 и сделать реализацию сенсорного экрана действительно удобной для пользователя, особенно отметим пальцеориентированный интерфейс с отлично прорисованными элементами и крупными иконками, а также обратную тактильную связь – вибрацию.
Другими плюсами модели стали нетипичный для продукта второго эшелона имиджевый заряд, поддержка EDGE, премиальные материалы корпуса, традиционные для Fly бонусы, в виде читалки текстовых файлов, ТВ-выхода, предустановленной Opera Mini 4.1 и т.д., сравнительно низкая цена.
Современный модельный ряд компании
Современной продуктовой линейке аппаратов Fly присуща некоторая хаотичность, отсутствие четко выстроенной классификации продуктов, множество разразненных и перекликающихся между собой подсемейств – в общем, ситуация аналогична Samsung. Среди существующих ныне решений можно выделить несколько основных направлений.
Это, прежде всего, линейка SeXy, в которую выносятся интересные с точки зрения дизайна модели, раскладушки и моноблоки. Однако сегодня новинки среди имиджевых моделей представлены в основном в эмоциональной Е-серии, где можно выделить уже упоминавшуюся E310 Attitude, а также относительно недавно представленные телефоны E105 и E110. Классом выше располагаются другие дизайнерские продукты, с более качественными материалами корпуса, такие как раскладушка Fly LX610 и слайдер LX500.
Музыкальные аппараты представлены в МС-серии – это модели МС100, МС110, будущие новинки. Все они отличаются наличием выделенного звукового процессора от Yamaha, в будущем ожидается более интересный комплект поставки. Наконец, DualSIM-решения, способные работать одновременно с двумя SIM-картами, представлены в одноименной линейке – это такие телефоны, как DS400 и DS500.
В то же время ряд серий потихоньку закрывается, модели из них перетекают в существующие и вновь открывающиеся линейки. В частности, можно констатировать сворачивание направления Windows Mobile-устройств (последним был коммуникатор Fly PC200), В-серии бизнес-аппаратов (была представлена моделями В600 и В700 Duo), отсутствием новых предложений совместно с другими брендами (хотя здесь ожидается появление нового аппарата в рамках co-branding с General Motors и ее торговой маркой HUMMER). Наверняка нас будут ожидать и другие, не менее приятные мобильные сюрпризы.
На протяжении пяти лет пребывания на рынке линейку телефонов Fly стабильно пополняло более двух десятков аппаратов в год. Это наилучший показатель в своем классе (компании Alcatel и Philips, также обретающиеся в нижней части мобильной табели о рангах, выпускают в разы меньше телефонов), однако не самый выдающийся, если сравнивать с такими лидерами, как Nokia или Samsung. Однако, если учесть, что все выходящие продукты нацелены на средний и нижний ценовой диапазон, а предшествовавшие им аппараты не успевают покинуть рынок, конкуренция получается нешуточной.
Тем не менее, сейчас можно говорить о серьезных изменениях, происходящих с торговой маркой Fly. Компания выделила для себя несколько приоритетных направлений, свернув те, которые, по ее мнению, не востребованы целевой аудиторией. Так, например, прекращена разработка смартфонов и коммуникаторов, «премиальных» аппаратов (если можно так говорить о телефонах, выпущенных производителем второго эшелона). Правда, все это в очередной раз обернулось выделением новых линеек внутри модельного ряда, появлением новых обозначений и т.д.
Однако гораздо более важным для конечного пользователя становится изменение подхода к выпускаемым продуктам. Сохраняя достаточно низкую стоимость, телефоны Fly становятся более качественными и функциональными, нежели прежде, они уже не на словах, а на деле могут конкурировать с продуктами ведущих производителей. Решение застарелых проблем (в частности, появление телефонов с поддержкой EDGE, по-настоящему качественный дизайн, как, например, в модели E310 Attitude) вкупе с интересными техническими решениями (использование выделенных звуковых сопроцессоров DSP в музыкальных моделях компании, в частности, Fly MC100), вместе с ожидаемым повышением качества сервисного обслуживания и решением вопроса с комплектующими и аксессуарами, может привести к изменению восприятия телефонов на рынке.
Немаловажную роль играет недавнее приобретение Meridian Group одного из европейских R&D-центров, что, будем надеяться, к качественному скачку в области дизайна будущих моделей. Не секрет, что многие из выходящих сегодня телефонов под торговой маркой Fly страдают некоторой вторичностью по отношению к продуктам ведущих производителей.
Появление в скором времени продуктов, соответствующих модным нынче трендам в мобильной индустрии (камерафоны с качественными модулями, телефоны с сенсорным управлением и проч.) делают перспективы компании еще более радужными. Но как на самом деле произойдет развитие телефонов компании, покажет время. В любом случае, будет интересно проследить за эволюцией Fly, особенно на российском, приоритетном для компании, рынке.